Action Plan for the development of energy services — what next?

В последнее время много разговоров ведётся о грядущем буме энергосервиса. Надежду на такое развитие событий связывают, в том числе, с подписанием в конце ноября в Правительстве РФ Плана мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области оказания энергосервисных услуг. Действительно ли это даст толчок рынку, мы спросили генерального директора Ассоциации энергосервисных компаний (РАЭСКО) Ремира МУКУМОВА.

Ремир МУКУМОВ, генеральный директор Ассоциации энергосервисных компаний

:: Ремир Эркинович, почему до сих пор энергосервис, как перспективная возможность реализации энергоэффективных мероприятий, не получил широкого распространения в России?

Р.Э.: Давайте разберёмся. Об энергосервисе сказано в принятом пять лет назад Федеральном законе №261-ФЗ. Позже появилась и поддерживающая нормативная база — от постановлений правительства до инструктивных писем отдельных министерств. И я могу сказать, что теоретические основы механизма прекрасно понятны и уже разработаны. Однако на практике он применяется крайне слабо.

Здесь несколько причин. Недостаточна мотивация на объектах, прежде всего в бюджетных учреждениях и у собственников жилья в многоквартирных домах, мало понимания и информации о возможностях и преимуществах снижения энергозатрат, в том числе путём энергосервиса. Энергосервисные компании не всегда обладают всеми необходимыми компетенциями, а они должны быть разнообразными — это и метрология, и энергоаудиты, и проектный менеджмент, и финансовое моделирование, помимо, собственно, подбора инженерных решений, которые принесут экономию топлива и энергии на объекте.

Ещё одна проблема — доступность инвестиций, потому что энергосервис — это в первую очередь финансовый механизм, который служит привлечению инвестиций в энергоэффективные проекты. Инвесторы неохотно вкладывают в «долгие» проекты, и цена денег высока, так что невелика доля проектов, показывающих приемлемые показатели окупаемости и денежного потока.

И, если мы посмотрим, все эти проблемы объединяются общим знаменателем — рынку нужны методики, регламенты и стандарты, которые вооружат исполнителей, успокоят заказчиков, научат и добавят уверенности банкирам. Мало доверия, высокие риски — высокие цены, а в основе этого — отсутствие конкретных ежедневно применимых инструментов, позволяющих воспользоваться этим чудесным механизмом — энергетическим сервисом.

:: Чем же поможет подписанный в Правительстве план мероприятий по развитию энергосервиса?

Р.Э.: Несмотря на то, что в законодательстве возможность заключения энергосервисных контрактов прописана, фактически благоприятной среды для этого до сих пор создано не было. Минэнерго видело это по-своему, нужны были определённые действия от Минфина, Минэкономразвития и так далее, но не хватало координации. Так вот, так называемый «план Дворковича» наконец собрал воедино всё, что нужно сделать, поэтапно, для того чтобы энергосервис действительно стал рыночным, реально применимым механизмом.

Там собраны наиболее острые проблемы, которые необходимо решить. Например, бюджетных заказчиков волнует вопрос передачи им на баланс оборудования, установленного в рамках энергосервисного договора. Планируется внести изменения в нормативную базу, которые сделают более доступным кредит при энергосервисных проектах. Сейчас не решены вопросы разделения дополнительной экономии между сторонами, если таковая образуется в процессе реализации договора, аналогично существуют проблемы при «недостижении» её минимального контрактного уровня.

Сохраняется пока ряд нерешённых вопросов, которые предстоит отработать методически, — как зачесть экономию от перехода на иной вид топлива, или сбережения, достигнутые при более грамотной эксплуатации. Целый набор аспектов и коллизий возникает при заключении энергосервисных договоров в многоквартирных домах, они также будут проработаны нормативно. Я уже упоминал, что одна из главных проблем — мотивационная для бюджетного сектора. В плане предложен ряд возможностей в этом направлении.

В целом, уже через полгода мы ожидаем, что основной набор типовых документов будет готов и предложен участникам рынка. С его помощью стороны смогут поэтапно пройти все необходимые шаги и реализовать проект.

:: Намерения всегда прекрасные, будут ли они реализованы на практике?

Р.Э.: Большое достижение, что собраны все основные проблемы и расписаны по срокам и ответственным лицам. Теперь понятно, кто что должен сделать, и в какой срок. Конечно, организовать чёткое исполнение плана — дело непростое. Сейчас работа строится так, что сущностную, методическую поддержку оказывают Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, как многоотраслевая экспертная площадка федерального уровня, и Российская ассоциация энергосервисных компаний, как центр компетенций именно в вопросах энергосервиса. РАЭСКО в своей деятельности постоянно занимается именно этим — мы на основе мирового опыта и лучших отечественных компетенций разрабатываем такие методические инструменты и отдаём их на рынок, чем содействуем широкому распространению практик энергетического сервиса.

Один из крупных и заметных наших продуктов — Стандарт «Измерения и верификация энергетической эффективности». Мы проводим также выездные семинары, организуем обучение и тренинги. Повторюсь, проблема сейчас в непонимании и отсутствии методик.

Я не разделяю той эйфории, которую сейчас иногда можно наблюдать в вопросе немедленных перспектив энергосервиса после принятия Плана. Появился план действий, и эти действия надо произвести. Только тогда ситуация изменится.

Н.В. АРУТЮНОВ, председатель НП «Модернизация МКД»:

— В четвёртом квартале 2014-го года Некоммерческое партнёрство «Модернизация МКД» занималось сбором и анализом информации на предмет желания представителей многоквартирных домов и промышленных предприятий принять участие в программе энергосервиса по установке автоматики погодного регулирования в индивидуальных тепловых пунктах (ИТП) в Санкт-Петербурге. Данную программу курирует СПб ГБУ «Центр энергосбережения», подчиняющийся Жилищному комитету Санкт-Петербурга. Стороной, оплачивающей мероприятия, будет являться кто-то из петербургских монополистов, но пока не говорится кто именно. Желающие принять участие в программе энергосервиса по установке автоматики погодного регулирования в ИТП в 2015-м году в Санкт-Петербурге могут присылать на почту npmkd@mail.ru свой адрес, количество ИТП, контактные данные ответственного инженера.

При работе с объединениями собственников жилья (ОСЖ) выяснилось, что при рассылке электронных писем по 700 адресатам интерес к энергосервису проявили только восемь руководителей ОСЖ, что составляет 1 %. Однако из ста опрошенных респондентов, председателей ОСЖ Санкт-Петербурга, 90 % соглашаются принять участие в таких мероприятиях (из этих 90 % примерно треть не имеет технической возможности установки автоматики в ИТП). Поэтому при соответствующем уровне информированности председатели будут с удовольствием участвовать в энергосервисных программах. Ведь они в своё время «штурмовали» (некоторые председатели говорят, что количество посещений доходит и до 50 раз) различные органы государственной власти в рамках городских и федеральных программ, такой опыт не проходит мимо — теперь они замотивированы так, что будут стараться получить для своего дома любую финансовую помощь. Для справедливости надо уточнить, что таких активных председателей примерно 10 %, однако их хватит, чтобы создать пример, за которым последует основная масса.

Если государство обяжет наших естественных монополистов заключать энергосервисные договора, не уводя деньги в офшоры, а оставляя работать в собственной экономике, то это может послужить фундаментом для модернизации тех сетей и оборудования, где можно зафиксировать экономию в натуральном выражении, в частности, это оборудование отопительных систем и систем освещения.

Комментарии запрещены.

Реклама