Консультативный совет обсудил проблемы энергетического образования и науки

сoздaния сoвмeстныx иннoвaциoнныx цeнтрoв кoмпeтeнций пoд кoнкрeтныe прoeкты;
сoздaния нa бaзe ВУЗoв oтрaслeвыx рeсурсныx ЦКП (рeгиoнaльныx инжинирингoвыx кoнсoрциумoв) нa принципax ГЧП;
В прoцeссe oбсуждeния присутствoвaвшиe пришли к eдинoму мнeнию, чтo, в чaстнoсти, элeктрoэнeргeтикa бeз инжeнeрoв — этo прямaя угрoзa энeргeтичeскoй бeзoпaснoсти Рoссии. Нeoбxoдимo oтмeтить, чтo в кризисныx услoвияx экoнoмики стрaны бeз высoкooбрaзoвaнныx инжeнeрныx кaдрoв нeвoзмoжнo нe тoлькo вeрнуть лидирующиe пoзиции Рoссии в элeктрoэнeргeтикe с пoзиций сoврeмeнныx дoстижeний НТП, нo и oбeспeчить импoртoзaмeщeниe зaрубeжнoй тexники, a тaкжe кoмпьютeрныx и инфoрмaциoнныx тexнoлoгий aвтoмaтичeскoгo и aвтoмaтизирoвaннoгo упрaвлeния слoжнeйшим прoцeссoм прoизвoдствa, пeрeдaчи и рaспрeдeлeния элeктрoэнeргии. Кoнсультaтивный Сoвeт при Прeдсeдaтeлe Кoмитeтa Гoсудaрствeннoй Думы пo энeргeтикe ФС РФ прoвёл расширенное заседание с участием Минобрнауки России, РАН, Общественной палаты РФ, ТПП РФ, РСПП, крупных энергетических компаний и ведущих научно-исследовательских и учебных институтов на тему «Современные проблемы в сфере образования и науки. С этой точки зрения позиция Министерства образования и науки РФ должна соответствовать стратегии совершенствования электроэнергетического образования, направленной на обеспечение целей энергетической безопасности и научно-технического прогресса (НТП). В качестве первоочередного шага было решено создать на базе секции «Кадровое обеспечение ТЭК» Консультативного совета при председателе Комитета ГД по энергетике ФС РФ и международного научно-образовательного Консорциума крупнейших энергетических компаний, ведущих российских и зарубежных учебных и научно-исследовательских институтов по подготовке кадров высокой и высшей квалификации для нужд ТЭК с участием Минэнерго России, Минпромторга России, Минобрнауки России и Минсельхоза России независимую постоянно действующую коммуникационную и аналитическую площадку. Создание и внедрение единой ресурсной базы ТЭК на основе формирования Единого номенклатурного номера (ЕНН) для продукции (оборудования, материалов и конструкций), позволяющего однозначно идентифицировать её, как для производителей, так и для потребителей послужит стимулом реализации программ импортозамещения, программ по энергоэффективности и энергосбережению Устойчивая реализация Энергетической стратегии России на период до 2035 года в условиях экономических санкций за счёт эффективного использования человеческого капитала». Результатом работы специалистов стал проект решения (будет доработан), в котором были обозначены действия, необходимые для скорейшего решения поставленных на повестку дня проблем и реализации Энергетической стратегии России на период до 2035-го года.
(Новосибирск) по разработке и утверждению СОС магистратуры в рамках Международного университета ШОС. Экспертам секции следует учесть при организации отраслевых ВУЗов возможности энергетических корпораций, в том числе следующие:
создания базовых кафедр целевой подготовки студентов в интересах компании на долгосрочный период (5-10 лет) с учётом территориальной представленности компании;
прямого финансирования или передачи научного оборудования за счёт компании ВУЗам;
Кроме того, до Минобрнауки России следует довести рекомендацию по организации более плотного, системного взаимодействия профессиональных сообществ работодателей ТЭК и ВУЗовской общественности, в первую очередь, учебно-методических объединений по образованию в области энергетики в рамках работ по совершенствованию новой редакции Федеральных образовательных стандартов. Также настало время разработать «Положение о сетевой форме реализации образовательных программ», в котором следует разъяснить порядок реализации сетевого взаимодействия (ФЗ «Об образовании», статья 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ» определены лишь требования к договору о сетевой форме реализации ОП) и условия финансового обеспечения сетевой формы, в том числе за счёт бюджетных ассигнований из федерального бюджета (в том числе в случае отсутствия государственной аккредитации у организации-партнёра, в случае привлечения иностранного партнёра). совершенствования образовательных программ базовых кафедр, вовлечение в преподавательскую деятельность и разработку учебных планов сотрудников компании, привлечение студентов к производственной практике. Довести необходимость интенсификации межвузовского сотрудничества российских учреждений высшего (дополнительного) профессионального образования с ведущими иностранными университетами и иными научно-образовательными центрами в области инновационной энергетики. Подготовить для Минэнерго России предложение по внесению изменений в Энергетическую стратегию России на период до 2035-го года, государственную программу Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики», предусматривающих повышение потенциала человеческого капитала в сфере развития энергетики и использования возобновляемых источников энергии. В частности, министерству следует предложить разработку нормативно-правовых и организационных механизмов реализации мер по обеспечению условий для повышения качества подготовки кадров для отраслей ТЭК, соответствующих образовательным стандартам и учебных программ по необходимым специальностям с учётом активного применения национальных стандартов в ходе осуществления образовательного процесса, оценки потребностей специалистов по направлениям. НАГРАЖДЕНИЕ По мнению экспертов, это послужит стимулом реализации программ импортозамещения, программ по энергоэффективности и энергосбережению, а также для создания нового поколения энергетической техники в Российской Федерации. Выступить с предложением по внесению изменений в пункт 15 «Положений о лицензировании образовательной деятельности», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 №966 в части упрощения использования для реализации образовательного процесса помещений предприятия-партнёра, на которых создана базовая кафедра, и исключить требование о внесении адреса базовой кафедры в лицензию образовательного учреждения.
создания экспериментальных научнообразовательных межотраслевых площадок в Российской Федерации;
разработки совместно с ВУЗами специализированной программы развития персонала компании для реализации приоритетных проектов на 5-7 лет;
Перед нашей страной стоит важная цель — сократить существующее отставание Российской Федерации в освоении новых энергетических технологий. Для того чтобы сдвинуть дело с «мёртвой точки», необходимо создать на базе пока ещё сохранившейся школы инженерии новое двухступенчатое инженерное образование с конкурсным отбором из бакалавров ограниченного числа претендентов на вторую ступень подготовки специалистов (срок обучения — полтора года), а не восстанавливать техническое образование в прежнем виде или в форме специалитета. Рекомендовано обратиться и в Правительство РФ с предложением разработать программу целевой подготовки кадров для Арктической зоны с направлениями, связанными с подготовкой кадров для распределённой энергетики, а также обеспечить совершенствование законодательной базы, регулирующей правовые отношения в части подготовки, привлечения и закрепления трудовых ресурсов на российских предприятиях распределённой энергетики. Для скорейшей реализации данного начинания остро необходимо создать условия для решения правовых принципов запуска нового двухступенчатого инженерного образования уже к началу 2015/2016-го учебного года на основании самостоятельных образовательных стандартов (СОС) для выпускающих кафедр, имеющих магистратуру, по списку, утверждённому Министерством образования и науки и согласованному с Комитетом Государственной Думы по энергетике ФС РФ. М. И. Ещё одно предложение в адрес главного энергетического ведомства страны — поддержать проведение в 2015-м году научно-практической конференции «Развитие человеческого капитала ТЭК России в период экономических санкций» и выставки отечественных передовых кадровых технологий. Кроме того, существует необходимость в разработке образовательных программ учебных заведений начального и среднего профессионального образования в области распределённой энергетики. При этом в приоритет нужно поставить работу по созданию рамки профессиональных квалификаций в электроэнергетике, а также по соотнесению профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов (на базе Совета по профессиональным квалификациям в электроэнергетике Российской Федерации). При этом Комитет просит Министерство разрешить выдачу выпускникам указанных кафедр дипломов государственного образца о получении квалификации инженера. Вернадского, Казанского государственного энергетического университета и Ивановского государственного энергетического университета. Среди них — необходимость продолжения работы по совершенствованию организации подготовки и дополнительного профессионального образования специалистов энергетической отрасли, а также работы по разработке новых организационно-управленческих и финансовых механизмов развития интеграционных процессов системы образования и производства. В ходе заседания были сформированы и предложения в адрес Председателя Комитета Государственной Думы по энергетике ФС РФ. Не должна останавливаться работа по приглашению к диалогу представителей Совета Федерации от Республики Крым, Администрации Крыма, Общественной палаты Республики Крым, Министерства энергетики РФ, Общественного совета Министерства энергетики РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, представителей Общественного совета Министерства сельского хозяйства РФ, РАН, ОАО «Интер РАО», ОАО «Россети», ОАО «Русгид- ро», ОАО «ФСК ЕЭС» и др. Рекомендовано вступить во взаимодействие с Минэнерго России с целью восстановить работу по созданию дорожной карты «РЧК в ТЭК» (её разработка которой была приостановлена в 2014-м году), продолжить разработку «Индекса развития человеческого капитала ТЭК России», провести НИР по данной теме с разработчиками данного Индекса и сформировать на базе данного Индекса условия проведения объективного и независимого конкурса «Лидеры развития человеческого капитала ТЭК». Помимо предложения по обращениям в Минобрнауки России, председателю Комитета по энергетике обратиться в Государственную Думу ФС РФ поступила рекомендация при разработке проекта федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» рассмотреть возможность включения специального раздела, посвящённого подготовке кадров для Арктики, в том числе для распределённой энергетики, а при разработке проекта данного ФЗ заложить законодательные основы развития человеческого капитала граждан России, привлечённых к работе в данной зоне. Сегодня уже стало очевидно — необходимо учитывать тот факт, что развитие кадрового потенциала в электроэнергетике, привлечение в отрасль высококвалифицированных кадров напрямую зависит от выстраивания эффективной системы отраслевого социального партнёрства, внедрения единой системы социальных стандартов в электроэнергетических организациях, в том числе на базе отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике, которое заключается между полномочными представителями работодателей и работников. Кроме того, было решено дать предложения по разработке и реализации первоочередных национальных и инфраструктурных проектов по импортозамещению в отраслях ТЭК, а также по организации пилотных образовательных проектов на базе Московского энергетического института (ТУ), Уральского федерального университета имени Б. Варфоломеева о создании Энергетического фонда России. заинтересованных специалистов и экспертов. В числе прочих задач, стоящих перед КС — инициирование и принятие участия в формировании Региональных удостоверяющих Центров, оказание содействия в получении Международных инженерных соревнований «Солнечная регата» статуса пилотного проекта в сфере образования, а также информирование, поддержка и приглашение к участию в соревнованиях «Солнечная регата» ведущих ВУЗов и предприятий энергетической отрасли. Платова, национального исследовательского Иркутского государственного технического университета, национального исследовательского Южно-Уральского государственного университета, Ярославского государственного технического университета, Крымский федеральный университет имени В. Эмануэля РАН С. Имеет смысл предложить разработать совместно с учебно-методическими объединениями ВУЗов государственные образовательные стандарты высшего (среднего) профессионального образования по приоритетным направлениям развития энергетики. Рекомендации секции «Кадровое обеспечение ТЭК» В частности, ему было предложено обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации с целью рассмотрения необходимости открытия в арктических субъектах Российской Федерации учебных заведений начального и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров в сфере энергетики. Исходя из этого, участники заседания сочли важным поддержать предложение чле- на-корреспондента РАН, д.х.н., профессора, директора института биохимической физики имени Н.
Её членам предложено разработать предложения по формированию единой государственной политики использования существующих институтов развития (включая фонды с государственным финансированием) в интересах энергетической отрасли, а также дать объективную оценку предложениям по созданию отраслевых (или корпоративных) ВУЗов Минэнерго России в области энергетики по ряду направлений, среди которых: распределённая энергетика (в том числе малая энергетика), биоэнергетика, использование ВИЭ, торфа и ТБО в энергетических целях, электроэнергетика, угольная промышленность, нефтегазовая промышленность, гидроэнергетика, атомная энергетика. Обширен список рекомендаций, сформированный для секции «Кадровое обеспечение ТЭК» Консультативного совета при председателе Комитета ГД по энергетике ФС РФ. Рекомендовано привлечь заинтересованные структуры электроэнергетики и ведущие выпускающие кафедры с целью дать предложения по разработке принципов и объёмов дополнительного финансирования утверждённых выпускающих кафедр России, имеющих в настоящее время магистратуру по направлениям «Электроэнергетика и электротехника» и «Энергомашиностроение», с целью повышения индивидуализации обучения и обеспечения необходимого качества подготовки специалистов — инженеров и магистров. При этом должен быть использован опыт кафедр МЭИ (Москва), УрФУ (Екатеринбург), НГТУ
Мордасова и радиостанция «Народное радио». Грачев, заместитель генерального директора ФГУП «ФЭСКО», д.т.н., профессор И. И. Редько, ректор Национального исследовательского университета (МЭИ), д.т.н., профессор Н. Д. Я. В ходе расширенного заседания Консультативного Совета при Председателе Комитета Государственной Думы ФС РФ по энергетике И.Д. Среди награждённых — председатель Комитета по энергетике И.

Комментарии запрещены.

Реклама