Страхование спецсчетов на капремонт: чей козырь сильнее — Минстроя или Минфина?
Популярное
Николай Кошман: Из рекордных 83 млн кв. м жилья «нарисовали» не меньше четверти
Закомплексованный комплекс защитных сооружений г. Санкт-Петербурга
Жилищное строительство: тревожные цифры первого полугодия
Минстрой предлагает государству взять на себя субсидиарную ответственность по средствам на спецсчетах на капремонт. Однако Минфин вряд ли позволит это сделать в нынешней ситуации. И его можно понять.
Разные судьбы
Наш журнал уже не раз касался темы финансирования капитального ремонта. Напомним, что с 1 июля финансовое бремя оплаты капремонта переложено на плечи самих владельцев квартир. Действующее законодательство позволяет накапливать средства на капремонт двумя способами. Здесь для нас важно то, что в этих двух случаях у денег, так сказать, принципиально разные судьбы. При выборе общего котла им, по крайней мере формально, ничего не грозит: они могут исчезнуть только если, не дай Бог, исчезнет само государство и его соответствующие субъекты.
При открытии же спецсчета рисков заметно больше. Эти средства хранятся в банке, а мировой кризис 2008 года показывает, что банкротство даже самого надежного финансового института исключить нельзя. А поскольку этот вклад делается от имени юридического лица, то, согласно законодательству, Агентство по страхованию вкладов (АСВ) за него не отвечает.
К тому же следует понимать, что чем надежней банк, тем меньшие проценты он начисляет по своим депозитам. Следовательно, появляется искушение положить денежки жильцов в другую кредитную организацию — пусть менее надежную, но обещающую больший доход по вкладу. Что увеличивает шанс возможных потерь.
Забыли об этом подумать
Когда внедрялась новая система финансирования капремонта, государство почему-то не продумало схему защиты накоплений средств на спецсчете от возможных потерь. И не исключено, что такое упущение серьезно повлияло на то, что, например, в Москве из 30 тыс. домовладений лишь 2,7 тыс. ТСЖ выбрали форму открытия специальных счетов.
Всего же по стране в 87% домов (в Белокаменной — в 78%) никаких собраний по поводу взносов на капремонт вообще не проводилось. И таким образом средства «молчунов» автоматом пошли в региональные фонды капремонта.
«Это говорит о пока низкой культуре собственника», — полагает глава Минстроя Михаил Мень. Да, это, безусловно, так, но можно предположить и то, что многие, взвесив возможные последствия, просто решили не рисковать. Тем более что никаких защитных механизмов изначально не было предусмотрено.
Теперь же, судя по всему, власть опомнилась. Минстрой России подготовил законопроект о субсидиарной ответственности государства по вкладам ТСЖ, выбравших спецсчет для перечисления сборов за капремонт.
Для тех, кто смутно представляет, что такое субсидиарная ответственность, напомним, что это:
1). право взыскания неполученного долга с другого обязанного лица, если первое лицо не может его внести;
2). дополнительная ответственность, возлагаемая, например, на членов полного товарищества в условиях, когда основной ответчик не способен оплатить долг.
Документ позволяет размещать средства на высокодоходные депозиты в 50 крупнейших банках страны. Минстрой предполагает, что в отличие от закона об АСВ, которое страхует депозиты только на определенную сумму, в этом случае государство будет возвращать при отзыве лицензий у банков все накопленные средства.
Партнер компании «Яковлев и партнеры» Игорь Дубов считает, что Минфин воспротивится такому варианту, но не видит противоречий в выбранной Минстроем схеме компенсации в случае отзыва лицензии.
— Государство несет субсидиарную ответственность по Сбербанку, — напоминает он. — Логично, чтобы оно отвечало в случае неприятных ситуаций и по спецсчетам, ведь это же не добровольные взносы: государство обязало граждан уплачивать взносы на капремонт и хранить эти средства в банках.
…а Минфин — против
Но и Минфин можно понять. Финансовое ведомство возражает против этой схемы, поскольку не хочет брать на себя дополнительные расходные обязательства. К тому же непонятно, из каких источников будет выплачиваться эта компенсация.
При страховании вкладов физлиц деньги у Агентства по страхованию вкладов накапливаются в страховом фонде за счет обязательных взносов банков. Здесь же ни о каких взносах пока ничего не говорится. Скорее всего, авторы законопроекта предполагают, что эти средства просто будут браться из бюджета. А ведь речь идет о многомиллиардных суммах в масштабах всей страны!
Как поступать в этом случае, ведь расходная часть бюджета вся расписана? Или придется замораживать какие-то резервы? В условиях сжимающегося бюджетного процесса это нецелесообразно и малореально. У государства есть статьи расходов поважнее, чем компенсация денег на капремонт. Поэтому, думается, Минфин вряд ли согласится с таким подходом.
Напомним, что в апреле Минстрой предложил включить спецсчета в систему страхования вкладов. Но Минфин в лице Антона Силуанова выступил против.
В самом деле, время для этого выбрано, мягко говоря, не самое подходящее. АСВ и без того испытывает большие перегрузки. ЦБ одну за другой лишает лицензий банки, в том числе крупные, имеющие большие обязательства перед вкладчиками. И брать на себя дополнительную нагрузку, к тому же из другой, малознакомой, сферы, Агентство не намерено.
Действительно, в связи с большими проблемами в банковской системе, нагружать ее дополнительными обязанностями нецелесообразно. Нет никаких сомнений в том, что в условиях кризиса нас ждет банкротство еще множества банков. Эксперты высказывают опасения, что денег у АСВ в какой-то момент может просто не хватить.
В то же время в таком подходе явно прослеживается стремление чиновников Минстроя переложить ответственность на других. Не продумав заранее очень важный блок новой системы финансирования капремонта, теперь они засуетились, предлагая нереалистичные подходы решения данного вопроса.
Дело-то хорошее, но не время сейчас…
Однако все это вовсе не снимает необходимости поиска решения данной проблемы. Страхование средств на спецсчетах нужно, причем по нескольким причинам.
Во-первых, по политической. Создание института спецсчетов — это важный вклад в развитие самоуправления в России. И с этой точки зрения оно (самоуправление) нуждается во всяческой поддержке.
Во-вторых, в сфере финансов создается новый сектор и новый инструмент. Причем речь идет о длинных деньгах, которых в России, как воды в пустыне, катастрофически не хватает. Если удастся довести этот механизм до ума, то он сможет стать серьезным источником развития.
В-третьих, страхование спецсчетов станет дополнительным стимулом для развития рынка капитального ремонта, причем в достаточно больших объемах.
Всего в 2014—2015 годах в России было собрано около 50 млрд руб. взносов на капремонт. В нынешнем году запланирован капремонт 30 тыс. многоквартирных домов общей площадью 80 млн кв. м. Цифра, сравнимая с рекордным показателем сдачи жилья в 2014 году. Как видим, речь идет о больших объемах и серьезных деньгах.
Так чем же завершится эта эпопея? Считаю маловероятным, чтобы в нынешней ситуации государство согласилось взять на себя субсидиарную ответственность за сохранность на спецсчетах денег на капремонт. Оно, государство, вообще не любит брать на себя дополнительные обязательства. А сейчас, в кризисной ситуации, и вовсе старается минимизировать свои расходы, переложить их на всех, кого только можно.
Другие же схемы пока не просматриваются.
Владимир ГУРВИЧ